Широкополосная акустика BLAM FR 80. Тестирование сайта www.автозвук.рф

23.08.2017

Широкополосная акустика BLAM FR 80

Ги Бонневиль (Guy Bonneville) – идейный вдохновитель и основатель бренда BLAM – на протяжении четверти века признанный авторитет по разработке элитной автомобильной акустики и аудиоаппаратуры. Линейка акустики LIVE отвечает самым высоким требованиям и обеспечивает натуральное звучание по канонам Hi-Res. Сегодня в нашем тесте – сверхширокополосный излучатель трёхдюймового калибра из этой линейки.

СЕДЬМАЯ ОКТАВА

Заманчивая идея – воспроизводить бОльшую часть звукового диапазона одной головкой – привлекала многих производителей, но создать действительно достойные экземпляры мидтвитеров удавалось лишь единицам. Попытки «объять необъятное» и неизбежные на этом пути компромиссы чаще всего приводили к тому, что улучшение одних параметров происходило за счёт других, и результат был далёк от идеала. Но компромисс компромиссу рознь, и наш сегодняшний гость ещё раз подтверждает это правило.

Производитель позиционирует головку как Extended frequency response Full-range driver – широкополосный излучатель с расширенным диапазоном. Серьёзно расширенным, на целую октаву вверх. Заявленные параметры разительно отличаются от типичных представителей этого класса головок: полоса рабочих частот 200 Гц – 35 кГц (это даже больше, чем семь октав) при номинальной мощности 25 Вт (максимальная – 100 Вт!).

Лучшие конструктивные решения и материалы здесь собраны в довольно необычном сочетании: пластик, карбон, алюминий, медь… Впрочем, лучше один раз увидеть. Штампованная сетка с крупными шестигранными отверстиями легко снимается, и открывается интересная картина:

Диффузор динамика выполнен из плетёного углеволокна со специальной пропиткой, что обеспечивает оптимальное сочетание жёсткости и демпфирования, жёсткий алюминиевый пылезащитный колпачок выравнивает АЧХ на верхнем конце рабочего диапазона. Необычно низкая для головок такого калибра резонансная частота обеспечивает возможность работы на низких частотах – от 200 Гц по рекомендациям производителя. Необходимый для этого запас линейного хода диффузора обеспечивает подвес из бутилен-изопрена шириной 8 мм

Ажурная корзина из пластика ABS лёгкая и жёсткая. Вентилируемая магнитная система выполнена на основе кольцевого неодимового магнита диаметром 50 мм, центральный керн снабжён медным кольцом, подавляющим вихревые токи – это снижает уровень третьей гармоники. Диаметр  звуковой катушки не совсем типичный для этого калибра – 20 мм, высота – 6 мм, она намотана на каркасе из стеклопластика. Поскольку геометрия магнитной системы оптимизирована для получения наибольшей линейности поля, применена центрирующая шайба Conex тарельчатой формы

Из-за довольно глубокого диффузора монтажная глубина на уровне более крупных головок

ИЗМЕРЕНИЯ

Техническая информация сосредоточена на упаковочной коробке и весьма лаконична: номинальная и максимальная мощность, диапазон воспроизводимых частот. В эпоху глобальной информатизации исчерпывающая информация была получена «в два клика» с сайта производителя. Сравним заявки с результатами наших измерений

  Заявка Факт
Xmax, мм 1,00
Re, Ом 3 2,5
Fs, Гц 157,27 140
Vas, л 0,67 1,93
Mms, г 1,82 1,64
BL, Tm 2,86 2,40
Qts 0,57 0,51
Qes 0,66 0,6
Qms 4,35 3,3
Spl, дБ 87,8 88,3

Совпадение желаемого и действительного хорошее, некоторые отклонения даже в лучшую сторону – например, частота резонанса или полная добротность.

Обратите внимание: кольцо Фарадея работает прямо-таки «со страшной силой». Стабильный импеданс упрощает расчёт и настройку пассивного кроссовера (если такая идея придёт в голову). Мелкий «зубчик» на 1,8  кГц – вероятно, отклик пылезащитного колпачка

Чувствительность по диапазону в среднем 88 дБ, АЧХ по оси – на удивление ровная Это говорит о том, что поршневой режим работы сохраняется в очень широком диапазоне. Хотя по оси излучения головка забирается явно выше 22,5 кГц (это предел измерений нашей аппаратуры), угловые характеристики весьма удовлетворительные (это и есть компромисс). Жёсткость диффузора получена, в том числе, и за счёт его глубины, и даже при столь скромном диаметре влияние интерференции на диаграмму направленности хорошо заметно, равно как и падение отдачи выше 4 кГц. Ранний спад отдачи на низких частотах обусловлен пониженной полной добротностью

Усреднённая осевая АЧХ серийных головок из фирменной документации. Результат, как видите, сходный (учтите разный масштаб графиков)

В конце раздела измерений мы традиционно даём усреднённые показатели гармонических искажения по нескольким частотным полосам, и лишь в особых случаях – график искажений. Здесь случай как раз особый.

Искажения представлены исключительно «музыкальной» второй гармоникой, кольцо Фарадея работает отлично. Уровень третьей гармоники ниже на 10 — 15 дБ, и она доминирует лишь на нерабочих частотах ниже резонансной. Однако на частотах ниже 300 Гц общий уровень гармоник возрастает – сказывается небольшой линейный ход диффузора

РЕКОМЕНДАЦИИ И ОПЫТ

Звучание хорошо сбалансировано, но направленность отчётливо выражена. Лёгкий и жёсткий диффузор способствует отличной прорисовке среднечастотного диапазона: детально, с ровным тональным балансом. Высокие частоты яркие, прозрачные. Звучание инструментов в среднем и верхнем регистре абсолютно натуральное. Потенциал в области верхнего баса у динамика есть, но линейный ход диффузора невелик, поэтому искажения в этой области наступают рано, при увеличении громкости чуть выше средней.

Поскольку динамики отличаются невысокой полной добротностью, для воспроизведения верхнего баса им желательно акустическое оформление – ЗЯ объёмом 1 — 2 л, тогда добротность возрастёт до баттервортовской или чуть выше. При этом придётся смириться с повышенными искажениями на частотах ниже 300 Гц. Если же не требовать от динамиков трудовых подвигов и ограничить нижнюю частоту диапазона более привычными значениями 300 — 400 Гц, то динамики можно использовать и free air. Излишне говорить, что в любом варианте акустического оформления обязателен ФВЧ минимум второго порядка (лучше выше) – чтобы не перегружать динамик низкочастотными сигналами большой амплитуды и не множить нелинейные искажения.

В роли среднечастотных излучателей динамики можно использовать до 4 кГц, не особо заботясь об ориентации – но это будет в корне неправильно. Сама концепция сверхширокополосного излучателя предполагает отсутствие твитеров, поэтому ориентации нужно уделить максимум внимания.

МЁД & ДЁГОТЬ

Музыкальная Лаборатория Бонневиля поработала на славу, почти неразрешимая задача выполнена ценой несущественных компромиссов. Собственно, их два: узкая диаграмма направленности и немного повышенные искажения на низких частотах. Зато осевая АЧХ гладкая и простирается до заоблачных ультразвуковых высот, а искажения выше 300 Гц похвально низкие. В этом диапазоне звучание абсолютно живое, прекрасная проработка инструментов и вокала – специально для аудиосистем высочайшего уровня, поэтому все остальные компоненты аудиотракта должны ему соответствовать.

Настоящая находка для Hi-Res Audio – просто добавь бас и сабвуфер.

Цена вопроса: 15 990 руб.

Вернуться назад

Похожие новости