Акустические системы Morel Sopran 934
|
Обзор акустической системы от онлайн издания Salon AV
Тестирование с компонентами MANLEY, PRIMARE и кабельной продукцией KIMBER KABLE
|
Эти солидные напольные системы — старшие в новой серии Morel Sopran, которую израильский производитель относит к классу High End Audio. И это действительно внушительный проект — и по замыслу, и по качеству реализации. Некоторые решения позаимствованы у всемирно признанной флагманской модели Fat Lady, но адаптированы к помещениям меньшей площади.
Акустические системы Morel Sopran 934 предоставлены для совместного тестирования дистрибьютором MOREL Hi-Fi на территории России компанией "СТЕРЕОПРАВДА"
МАСТЕРА РЕДКОГО ЖАНРА
У Morel новые модели выходят нечасто, примерно раз в 4 — 7 лет, поэтому недавнее появление целой линейки Sopran стало выдающимся событием. Сейчас в ней пять моделей — две напольных, две полочных и центральный канал. В скором времени ожидается активный сабвуфер, и тогда получится комплект, из которого можно будет построить систему любой конфигурации — от двухканального стерео до 5.1.
О сохранении энергии
Модель 934 — старшая в серии, её индекс расшифровывается так: басовые драйверы 9 дюймов, 3 полосы, 4 излучателя. Форма корпуса и общая концепция вдохновлена флагманской моделью Fat Lady, которая получила большую популярность, но рассчитана на работу в больших помещениях. Sopran 934 в этом отношении более демократичны и лучше соответствуют реальным потребностям среднестатистического меломана. Замечу, что это уже вторая инкарнация модели, дебют первой версии состоялся на CES в Лас-Вегасе в 2012 году.
Современные «Сопраны» имеют другую конструкцию и выглядят иначе, но общий принцип остался прежним. Корпуса лишены острых углов и представляют собой сложную совокупность плавных обводов, которые не видны при взгляде анфас, но производят сильное впечатление, если смотреть на колонки сзади. Такая «странность» обусловлена ключевой стратегией компании Morel, в соответствии с которой цель проектирования — рассеивание резонансов и внутренних стоячих волн без использования звукопоглощающих материалов внутри корпуса. Отсюда и необычная архитектура, в которой каждый изгиб, каждая линия тщательно продуманы — как у настоящих музыкальных инструментов.
Отсюда и необычная архитектура, в которой каждый изгиб, каждая линия тщательно продуманы — как у настоящих музыкальных инструментов.
Как уже упоминал при описании недавно отслушанных Avyra 633, специалисты Morel считают (и это подтверждается измерениями), что демпфирующие материалы внутри корпуса поглощают не только стоячие волны и вибрации, но и отдаваемую звуковую энергию. Поэтому со всеми проблемами они борются исключительно акустическими методами, с помощью изогнутых поверхностей и сложных элементов конструкции, которые изготавливаются на станках с ЧПУ. Разумеется, это «работает» только в сочетании с патентованными динамиками Morel, которые для топовых моделей изготавливаются вручную.
В новых «Сопранах» установлены басовые драйверы (по два в каждой колонке) с диффузорами из углеродного волокна, имеющими структуру сэндвича, мощной неодимовой магнитной системой и термостойким титановым каркасом звуковой катушки. Тандем работает в фазоинверторном оформлении с портом, выведенным на заднюю стенку, и по-честному (с неравномерностью ±1,5 дБ) воспроизводит бас от 45 Гц.
В верхней части корпуса имеется ещё один порт, чуть меньшего калибра. Он помогает 6,5-дюймовому среднечастотнику, выравнивая его характеристику вблизи нижней частоты раздела (250 Гц), устраняя возможный спад.
Твитер и среднечастотник установлены в отдельном изолированном отсеке корпуса, защищающем их от резких перепадов давления, которые неизбежно возникают при работе басового звена.
Фирменная пищалка дюймового калибра имеет купол из легчайшей ткани, пропитанной оригинальным составом Acuflex, заметно снижающим нелинейные искажения. Кроме того, она оснащена звуковой катушкой увеличенного диаметра и солидной магнитной системой. Купол работает на короткий волновод, формирующий диаграмму направленности.
В верхней части корпуса имеется ещё один порт, чуть меньшего калибра. Он помогает 6,5-дюймовому среднечастотнику — выравнивает его характеристику вблизи частоты раздела.
О кроссоверах производитель ничего не сообщает, по предыдущему опыту могу сказать, что Morel традиционно предпочитает фильтры низкого порядка, добиваясь нужной крутизны спада за счёт конструкции динамиков и их акустического оформления.
Предусмотрено многопроводное подключение, входные клеммы и перемычки — основательные.
Корпуса Sopran 934 отделываются натуральным шпоном разных сортов и покрываются лаком. В основании имеется массивная крестовина, обеспечивающая устойчивость 50-килограммовой конструкции. Удобно, что высоту шипов можно регулировать, не наклоняя колонку — поворотом верхних шайб с накаткой.
Шаги за сценой
Для испытаний была выстроена система с источником Primare CD35 Prisma и ламповым усилением от Manley Labs — предом Jumbo Shrimp и моноблоками Neo Classic 250W. Эта связка была подробно описана здесь, поэтому сейчас упомяну лишь принципиальные моменты. Главное то, что мы имели в своём распоряжении 2 х 250 Вт при искажениях не более 1,5% на полной мощности, но реально мы вряд ли использовали более десятой её части. На выходе каждого оконечника десяток пентодов Tungsol EL34 российского производства, по пять баллонов в плече. Мы слушали их и в ультралинейном, и в триодном режиме.
Другими словами, эта пара работала как единый излучатель, причём именно в том диапазоне, в котором наш слух наиболее чувствителен к различным искажениям.
При описании колонок я упустил одно важное обстоятельство: один из басовых драйверов расположен чрезвычайно низко и, как выяснилось, не случайно (у Morel вообще нет ничего случайного) — его отдача усиливается за счёт отражения от пола, а ведь рассчитать такой эффект, чтобы он работал в плюс, не нарушая чёткости баса, чрезвычайно сложно. И это реально получается — при отлично читаемой структуре нижнего регистра отдельные ноты заходят в такую глубину, что их скорее чувствуешь, чем слышишь. На тестовой записи удар большого китайского барабана — действительно удар, а не его подобие, у него практически мгновенная атака и длинный шлейф вибраций постепенно успокаивающейся мембраны. И когда вступает второй барабанщик, ритмический рисунок усложняется, но колонки отрабатывают его без малейших сбоев. Интересно и то, как «Сопраны» передают второстепенные звуки второго плана — ясно, отчётливо, при этом не смещая смысловых акцентов.
Среднечастотник и расположенный почти вплотную к нему твитер образуют широкополосную сборку с характеристиками точечного источника. Другими словами, эта пара работала как единый излучатель, причём именно в том диапазоне, в котором наш слух наиболее чувствителен к различным искажениям. В результате на симфонической музыке оркестр воспринимается как единое целое, но при желании можно легко на слух выделить любую группу инструментов — ничего не смешивается и никакая музыкальная информация не теряется. Звуковое разрешение достаточно для того, чтобы передать тембральные особенности самых разных инструментов, вокал — и женский, и мужской — звучит живо и с массой характерных подробностей.
И, конечно, общая динамика. «Сопраны» способны создать буквально ошеломляющее звуковое давление, и даже при этом звучание не теряло разборчивости.
Если говорить о звуковой сцене, то она вполне соответствует габаритам Sopran 934. Передний фронт широкий, мнимые источники имеют вполне конкретные очертания даже на флангах. Благодаря большой высоте корпусов звуки с высоким спектром уверенно локализуются и по вертикали, что придаёт картине дополнительный масштаб. Диаграмма направленности достаточно широка, чтобы пространственные эффекты могли оценить сразу несколько слушателей.
И, конечно, общая динамика. «Сопраны» способны создать буквально ошеломляющее звуковое давление, и даже при этом звучание не теряло разборчивости. Более того, даже на треках Noisia «Split the Atom», которые я использую в качестве краш-теста, сложнейшие нагромождения звуков в широчайшей полосе частот передавались синхронно, раздельно и даже, можно сказать, гармонично. Энергии этим башням явно не занимать.
Общее же впечатление от всего описанного выше — исключительно музыкальное. Колонки точны, но точны не инструментально, а именно музыкально, причём на разных жанрах и на разной громкости. А это, согласитесь, большая редкость.
СИСТЕМА
Morel Sopran 934
Производитель: Morel ltd. (Израиль)
www.morelhifi.com
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление НЧ/СЧ: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 30 — 22000 Гц (45 — 18000 Гц ±1,5 дБ) || Чувствительность: 90 дБ (2.83V/1 м) || Частоты разделения полос: 250, 2200 Гц || Сопротивление: 4 Ома || Мощность номинальная/максимальная: 300/1000 Вт || Диаграмма направленности: горизонтальная более 60°, вертикальная более 20° || Отделка: рояльный лак, натуральный шпон || Габариты: 270 х 1203 х 370 мм || Масса шт.: 50 кг || Цена за пару: 1 699 900 руб.
Вернуться на предыдущую страницу