
Акустические системы KEF Q11 Meta
Автор: Николай ЕФРЕМОВ. Ссылка на оригинал статьи на сайте Salon AV
На очереди — флагманская модель серии Q, в которой реализована фирменная технология MAT (Metamaterial Absorption Technology). Казалось бы, добавка не слишком существенная, но не будем забывать, что фирменная сборка Uni-Q уже почти достигла своего качественного предела, поэтому даже небольшое улучшение требует колоссальных интеллектуальных и финансовых вложений.
В напольной системе сочетание усиленного нижнего регистра и отмытой полосы твитера может оказаться чрезвычайно интересным.

ТЕОРИЯ УДАРА
Ценно, что KEF не распыляет усилия, а, сосредоточившись на фирменной конструкции Uni-Q, продолжает совершенствовать её до идеала. Сборка эта только с виду простая, на самом же деле для полной реализации преимуществ коаксиального излучателя приходится учитывать несметное количество параметров. Для этого используются методы компьютерного моделирования, причём уникальные программы для этого создаются самими специалистами KEF, и они регулярно обновляются. Что, в свою очередь, прокладывает пути к дальнейшему совершенствованию Uni-Q.
Басовый триумвират
Конструкцию, в которой среднечастотник и твитер установлены на общей акустической оси, разрабатывали многие производители акустических систем — уж больно заманчивые свойства она сулила. В частности, при грамотном согласовании излучателей временные, т.е. фазовые сдвигами между фронтами сигнала в разных частотных полосах минимальны. На слух это воспринимается как слитное звучание с синхронной атакой самых разных инструментов, благодаря чему повышается разборчивость и открытость для восприятия даже сложных музыкальных жанров. Заманчиво? Проблема лишь в том, что готовых методов расчёта соосных излучателей не существует, и каждая компания решает эту задачу по-своему.

При создании Uni-Q первых поколений британские инженеры уже использовали метод конечных элементов и математическую модель гидродинамического потока. Столь серьёзный подход потребовал серьёзных затрат, но результат их оправдал — коаксиальные сборки вызвали настоящую сенсацию в хай-файной прессе того времени. В современных системах KEF устанавливаются сборки Uni-Q двенадцатого поколения, и можно себе представить, сколько улучшений в них было сделано с момента появления в 1988 году.
Самая недавняя модернизация Uni-Q — внедрение технологии MAT (Metamaterial Absorption Technology), которая сейчас переносится из старших линеек в младшие.
Самая недавняя модернизация Uni-Q — внедрение технологии MAT (Metamaterial Absorption Technology), которая сейчас переносится из старших линеек в младшие. Улучшенные модели имеют в названии приставку Meta и не стоит удивляться, что они дороже своих предшественниц. Реализация MAT позволила нейтрализовать заднее излучения твитера, которое влияло на работу среднечастотного излучателя. Проблема эта не надуманная, для акустического оформления твитеров часто применяют изолирующие боксы, колпаки и трубки, а иногда их даже выносят за пределы основного корпуса. Ни один из подобных вариантов не годится для Uni-Q, но выход был найден в виде круглой пластины, установленной за твитером. Она изготовлена из особого метаматериала, а на поверхности имеется причудливый лабиринт из разветвляющихся дорожек. Он способен поглотить до 99% звуковой энергии в диапазоне от 620 Гц до 40 кГц и, как говориться в пресс-релизе KEF, после устранения интерференции линейность частотной характеристики моделей Meta повысилась на 40%.

Помимо элементов MAT, у излучателей UniQ новая корзина Flexible Decoupling Chassis, позаимствованная у флагманских моделей KEF Blade и Reference. Конструкция предотвращает распространение вибраций от СЧ-излучателя на корпус акустической системы. Соответственно, и вибрации, создаваемые НЧ-драйверами, не влияют на работу среднечастотника.
А таких драйверов — по три штуки в каждой колонке. И у каждого 6,5 дюймовый (165 мм) диффузор новой конструкции — гибридный, состоящий из слоя бумаги с алюминиевой оболочкой в форме вогнутой полусферы. Такая структура хорошо задемпфирована, и обладает повышенной жёсткостью.
И у каждого 6,5 дюймовый (165 мм) диффузор из алюминия с демпфирующим слоем и эластичный подвес, рассчитанный на большие смещения подвижной системы.
Тройка работает в фазоинверторном оформлении с солидным фирменным портом CFD на задней стенке корпуса. Нижняя граница рабочего диапазона модели Q11 Meta — 37 Гц.
Вокруг сборки UniQ имеется широкое внешнее кольцо Shadow Flare, устраняющее отражения звуковых волн от лицевой панели и тем самым снижающее дифракционные эффекты в голосовом диапазоне.
Пара внушительных винтовых клемм утоплены в нишу на задней стенке.
Как и все модели новой линейки, Q11 Meta выпускается в трёх цветах — матовом белом и черном плюс в отделке под ореховый шпон.
Тканевые грили крепятся на магнитах.

Высокоточные орудия
Источником в нашем испытательном тракте служил сетевой CD-проигрыватель Premiera C1S Pro — чтобы можно было оценить максимум нюансов в звучании акустических систем. А усиление было подобрано с учётом их динамического потенциала — предварительный усилитель Premiera X1S с двухканальным оконечником M1 мощностью 2 x 380 Вт на четырёх омах с чрезвычайно малыми с искажениями.
Собственно, динамика и стала фактором, определяющим первое впечатление от звучания. Причём динамика во всём диапазоне — без компрессии или «резины» в басовой полосе, без режущей ухо крикливости в середине и лишней жёсткости твитера на впечатляющих уровнях громкости. Звучание энергичное, и в то же время не грузное, не вызывающее усталости излишним напором или раздутым басом. Линии инструментов даже в нижнем регистре чётко очерчены, удар рабочего барабана крепкий, с оттягом, не подсушенный. Важно и то, что 6,5-дюймовые диффузоры имеют малую инерцию, поэтому бас выдают быстрый, без затяжек, а утроенная суммарная площадь излучения позволяет выдавать настоящий удар в тело слушателя.
Звучание энергичное, и в то же время не грузное, не вызывающее усталости излишним напором или раздутым басом.
Понравилась и слаженность всех трёх полос — три басовика работают единым фронтом, создавая резкие перепады звукового давления, не размывая контуры виртуальных образов. Другими словами, на записи ударной установки одновременный удар по двум разным барабанам передавались абсолютно синхронно, разделяясь на слух по характеру звучания. Оконечник оптимально демпфировал басовые диффузоры — в зависимости от характера записи они либо мгновенно останавливались, либо выдавали длинные хвосты затухающих вибраций. Гудения как такового заметно не было, но в небольшом помещении всё же лучше воспользоваться поролоновыми заглушками (имеются в комплекте).


Разумеется, сказываются и преимущества Uni-Q: чёткая фокусировка и пространственное разделение инструментов в звуковой сцене — их фирменный почерк. Применительно к компактным полочникам это воспринимается как должное, но для крупных трёхполосных систем свойство чрезвычайно редкое. Этим Q11 Meta и привлекают: пространственная точность у них как у мониторов ближнего поля, а масштаб сцены при широкой расстановке колонок может быть реально от стены до стены. И что немаловажно, крупные звуковые образы будут формироваться в сцене в натуральную величину.
Разумеется, сказываются и преимущества Uni-Q: чёткая фокусировка и пространственное разделение инструментов в звуковой сцене — их фирменный почерк.
В комнате с мягкой мебелью колонки лучше направлять на точку прослушивания, в таком случае поглощение верхних частот будет не так заметно на слух.
Оптимальное соотношение микро- и макропоказателей проявляется и в общем характере колонок: колоссальное количество нюансов в средней и верхней полосах в сочетании с реальной стеной звука, создаваемой шестью басовиками очень напоминает то, что можно услышать в настоящем концертном зале.
Так что модель Q11 Meta — а это уже её девятое поколение — ещё один шаг к эталону. Имеющий уши да услышит.

KEF Q11 Meta
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
Конфигурация |
5 излучателей, 3 полосы |
Акустическое оформление |
фазоинвертор |
Диапазон воспроизводимых частот |
37 — 20 000 Гц (-6 дБ) |
Нижняя граница рабочего диапазона по -6 дБ в жилой комнате |
26 Гц |
Чувствительность |
89 дБ (2,83 В/1 м) |
Частоты раздела полос |
480, 2700 Гц |
Номинальное/минимальное сопротивление |
4/3,2 Ом |
Рекомендуемая мощность усилителя |
15 — 225 Вт |
Максимальное звуковое давление |
113 дБ |
Искажения в полосе 31 Гц — 20 кГц |
<1% (90 дБ, 1 м) |
Отделка |
матовый чёрный и белый, орех |
Габариты с основанием и терминалами |
1112 x 317 x 380 мм |
Масса (одной) |
22,5 кг |
Цена за пару |
290 000 руб. |
Вернуться на предыдущую страницу