.jpg)

Стендовые мониторы KEF Q3 Meta
Автор: Николай ЕФРЕМОВ. Ссылка на оригинал статьи на сайте Salon AV
Супертехнология KEF Meta, изначально разработанная для топовых моделей Blade и Reference, добралась и до бюджетной линейки Q. Это приятная новость, поскольку высокотехнологичный элемент, введённый в фирменный излучатель Uni-Q, позволил радикально решить проблему с интерференцией звуковых волн внутри корпуса акустической системы.
Рассмотрим эту технологию поподробнее и, конечно, послушаем новые мониторы.
ХАЙ-ТЕК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Проблема, упомянутая выше, в традиционных акустических системах решается легко — изоляцией твитера от внутреннего объёма корпуса или применением солидного количества звукопоглощающего материала. В сборке Uni-Q, где ВЧ-купол установлен внутри диффузора среднечастотника, такие варианты не проходят, и нужно было придумать что-то иное.
В 2020 году, после нескольких лет экспериментов и исследований совместно с британской исследовательской командой Acoustic Metamaterials Group выход был найден, и технология MAT (Metamaterial Absorption Technology) была впервые внедрена в модели KEF LS50, LS50 Wireless II, Blade и Reference с излучателями Uni-Q 12-го поколении. Затем, как мы уже знаем, она появилась в более доступной линейке R, а совсем недавно перешла на начальный уровень — в серию Q.
Лабиринт без выхода

Новый элемент, появившийся в конструкции Uni-Q, внешне выглядит просто — пластина с каналами, образующими нечто вроде разветвлённого лабиринта, устанавливается позади ВЧ-купола. На самом деле это чрезвычайно сложная штука, потребовавшая нереального количества расчётов методом конечных элементов. Каждое ответвление лабиринта эффективно поглощает узкий диапазон частот, но при их согласованной работе обеспечивается практически полное (99%) устранение заднего излучения твитера во всей рабочей полосе. Недаром элемент MAT окрестили «чёрной дырой».
На самом деле это чрезвычайно сложная вещь, потребовавшая нереального количества расчётов методом конечных элементов и практических испытаний.
По эффективности он значительно превосходит другие натуральные или синтетические материалы, включая полиуретановые заглушки, применявшиеся в предыдущей серии Q с излучателями Uni-Q 11-го поколения. Кроме того, площадь вентиляционного отверстия в задней камере твитера увеличена на 250%, что заметно повысило количество поглощаемого излучения.
А избавляться от него критически важно для минимизации искажений и устранения провалов АЧХ из-за интерференции звуковых волн внутри Uni-Q, где СЧ-диффузор и купол твитера находятся в непосредственной близости и фактически излучают друг на друга.

Помимо применения MAT в серии Q были сделаны и иные улучшения. Изменение конструкции Uni-Q потребовало пересмотра разделительных фильтров — теперь схема второго порядка (12 дБ/октаву) обеспечивает повышенную фазовую линейность и, как следствие, более ровную АЧХ при отклонениях от акустической оси не только по горизонтали, но и по вертикали. Частота раздела полос 2000 Гц, многопроводное подключение не предусмотрено.
Кроме того, в новой серии Q Meta применяются фазоинверторы с CFD портами, препятствующими возникновению турбулентных шумов.
… обеспечивает повышенную фазовую линейность и, как следствие — более ровную АЧХ при отклонениях от акустической оси не только по горизонтали, но и по вертикали.
В модели Q3 Meta установлен излучатель Uni-Q, в котором дюймовый твитер с алюминиевым куполом установлен в центре 6,5-дюймового (160 мм) НЧ/CЧ-диффузора, также из алюминия. Для устранения рупорного эффекта применяется 9-лепестковый рассекатель (технология Tangerine). Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку корпуса, построенного из МДФ.
Акустически прозрачные грили, которые крепятся на магнитах, повторяют идеально прямые линии корпуса.
Мониторы Q3 Meta, как и все модели новой серии, выпускаются в трех вариантах отделки — с матовым чёрным или белым покрытием, а также с имитацией американского ореха (на фото). В последнем случае распознать искусственное происхождение шпона сложно даже наощупь.


Две полосы как одна
Система для испытания мониторов состояла из единственного интегрального усилителя Premiera A5S. Этот новый флагман в линейке российского бренда — настоящий универсал: имеет на борту стриминговый модуль, ЦАП, модуль Bluetooth и массу полезных пользовательских фичей. Поскольку у нас запанирован отдельный обзор этого монстра, на подробностях останавливаться не стану, отмечу лишь важные для нас характеристики: мощность — 2 х 275 Вт на 4 Омах, демпинг-фактор >350 (8 Ом, 100 Гц).
У мониторов уверенная, бойкая подача с эффектным ударом, чего совершенно не ожидаешь от 16-сантиметровых мидбасов.
Разумеется, на полную катушку мы его не включали, но замечу, что удар Q3 Meta держат уверенно — даже при звуком давлении, когда уже не до музыки, характерных искажений заметно не было. У мониторов уверенная, бойкая подача с эффектным ударом, чего совершенно не ожидаешь от 16-сантиметровых мидбасов. Удивительно, насколько хорошо британцам из KEF удаются компактные системы.
Бас субъективно соответствуем данным, приведённым таблице характеристик. От 45 — 50 герц в спектре мониторов полная линейность без малейших провалов и выбросов. Небольшой калибр драйверов данном случае оказался полезным: легкие диффузоры мгновенно реагируют на резкие импульсы входного сигнала, не затягивают атаку и не дают собственных афтершоков. Но если послезвучия есть в записи, они будут переданы с максимальной аккуратностью. Как и любая, даже самая сложная ритмическая структура. Нечасто услышишь, чтобы тарелки и рабочие барабаны работали настолько синхронно.


Впрочем, про аккуратность сборки Uni-Q можно рассказывать долго. В 12-м поколении твитер и среднечастотник согласованы настолько точно, что представляют собой реальный источник когерентного излучения. Это даёт ощущение, что работает идеальный широкополосный динамик, передающий абсолютно живые, натуральные тембры во всём частотном диапазоне.
В 12-м поколении твитер и среднечастотник согласованы настолько точно, что представляют собой реальный источник когерентного излучения.
Кроме того, мониторы можно уподобить прожекторам, дающим довольно широкие лучи, и если оказаться в зоне их перекрытия, можно получить сильные впечатления от объёма и перспективы звуковой сцены. И что ценно, ширину перекрытия можно регулировать разворотом мониторов в зависимости от расстояния до точки прослушивания. Соответственно, Q3 Meta прекрасно работают как мониторы ближнего поля — в этом случае сцена получается довольно компактной, но с ясной перспективой в глубину.
Разумеется, вклад технологии MAT в звучание мониторов без прямого сравнения с предыдущей моделью Q3 невозможно, но есть одно наблюдение: Meta мониторы не просто играют на свою цену, они заметно её переигрывают. И я не припоминаю, чтобы модели предыдущего поколения вызывали столь же стойкое ощущение.
.jpg)
KEF Q3 Meta
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
| Конфигурация |
1 излучатель, 2 полосы |
| Акустическое оформление |
фазоинвертор |
| Диапазон частот |
49 — 20 000 Гц (±3 дБ) |
| Нижняя граница рабочего диапазона по -6 дБ |
36 Гц |
| Чувствительность |
87 дБ (2,83 В/1 м) |
| Частота раздела полос |
2000 Гц |
| Сопротивление ном/мин |
4/3,2 Ом |
| Рекомендуемая мощность усилителя |
15 — 150 Вт |
| Максимальное звуковое давление |
109 дБ |
| Нелинейные искажения (90 дБ, 1 м) |
<2% 110 Гц и ниже, <1% 135 Гц — 20 кГц |
| Варианты отделки |
матовый белый и чёрный, орех |
| Габариты |
357 x 210 x 305 мм |
| Масса 1 шт. |
8,2 кг |
| Цена за пару |
85 000 руб. |
Вернуться на предыдущую страницу