
В ОБЪЁМ ИЛИ НЕ В ОБЪЁМ? ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС
Тест 2-дюймовых широкополосных динамиков BLAM LFR 52 от Онлайн Издания CARMUS
Ровно два года назад я имел дело с широкополосниками (вернее, СЧ/ВЧ динамиками) BLAM LFR 50 и тогда, помнится, они мне понравились. И вот в лабораторию попала ещё одна модель от Ги Бонневилля – BLAM LFR 52. Она появилась относительно недавно, и технически отличается от LFR 50 лишь в одном – во всём. Хотя общая концепция та же – динамики тоже соответствуют спецификациям High Resolution Audio (верхняя граница заявлена 45 кГц, что для широкополосников – просто выдающийся параметр) и могут быть установлены очень компактно: номинальный размер 2 дюйма не требует громоздких инсталляций.
За это время я тоже поднакопил опыта работы с такими динамиками, тем более, в моей системе давно прописаны «ширики» в схожем размере и с аналогичной концепцией. Так что обойти вниманием новинку просто не мог. В общем, делюсь информацией, что удалось намерить, напробовать, и как их лучше всего готовить, чтобы они зазвучали как надо.

Ну и перед изучением, как всегда, о цене. На момент теста BLAM LFR 52 стоят 18990 рублей.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Итак, поехали. Номинальный размер – 2 дюйма или 50 мм. Внешний диаметр по фланцу – 7,4 см, монтажная глубина – 3,2 см. Сетки несъёмные. Собраны динамики на литых алюминиевых корзинах.

С материалом конуса обнаружилась небольшая путаница – в некоторых источниках он указан как алюминиевый (к слову, алюминиевыми были LFR 50, так что причина, возможно, в этом). А в описании непосредственно на листке, вложенном в коробку, материал указан как Honeycomb Sandwich – стекловолоконный композит, что уже ближе к действительности. Центральный колпачок – мягкий резиновый.

Кстати, обратите внимание – бутиловый подвес приклеен к конусу с лицевой стороны, а с обратной стороны в месте стыка по периметру нанесён какой-то полимерный состав. Предположу, что это сделано для демпфирования – устранения паразитных механических колебаний, распространяющихся в конусе и отражающихся от его краёв. В принципе, судя по дальнейшим измерениям, с «ломкой» диффузора у LFR 52 проблем действительно нет.

Моторы собраны на кольцевых неодимовых магнитах. Охлаждение катушки и декомпрессия подколпачкового пространства – через окна под центрирующей шайбой и осевой канал.

Диаметр звуковой катушки – 20 мм (что-то около 0,8 дюйма). Высота намотки – 3,5 мм. Смотрим на конструкцию, оцениваем верхнюю шайбу магнитопровода (она здесь толщиной 4,5 мм). Напрашивается вывод, что здесь мы имеем так называемую «короткую катушку» – она же underhung voice coil. Если в обычных конструкциях катушка делается длиннее, чем магнитный зазор, и работает только частью своей намотки, то в «андерханговых» она находится полностью в магнитном зазоре, и в такой конструкции работают все 100% намотки. Это радикально отличает BLAM LFR 52 от BLAM LFR 50: у того была традиционная геометрия мотора.

Примечательная особенность – в описании указана способность динамиков работать в объёмах от 50 до 500 мл, а комплекте к ним идут пластиковые корпуса и даже по кусочку синтепонового наполнителя.

Рёбра на корпусе, судя по всему, призваны увеличить конструктивную жёсткость чашек.

Правда, тут кроется одна особенность, которая стала очевидна при измерениях и прослушивании – использовать корпуса (да и вообще запихивать эти динамики в тесные объёмы) не всегда может быть полезно.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Начну с электромеханических параметров. Результаты измерений попали в заявку удивительно точно – однозначно зачёт. Диффузоры лёгкие – меньше 2 грамм (легче, чем у неоднократно упомянутых BLAM LFR 50). Моторы достаточно сильные для таких лёгких 2-дюймовых малюток, но наличие колец Фарадея (на это недвусмысленно намекает форма импедансной кривой, наотрез отказывающаяся расти с ростом частоты) повысило добротность до значений, близких к «фриэйрным». И вот тут-то и возникло первое подозрение – а действительно ли этим динамикам нужны корпуса?

Заявленные/фактические параметры BLAM LFR52:
- Fs (собственная резонансная частота) – 136 Гц / 131 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,39 л / 0,38 л
- Qms (механическая добротность) – 2,85 / 4,36
- Qes (электрическая добротность) – 0,82 / 0,75
- Qts (полная добротность) – 0,64 / 0,64
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 1,5 г / 1,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,4 Тл м / 2,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом / 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,6 дБ / 82,7 дБ
Но судить о результате по одним лишь параметрам – это как судить о дизайне автомобиля, видя лишь одну фару. Смотрим, что умеет этот динамик в деле. Описание обещает вот такую АЧХ:

Измеренная хорошо совпала с ней (разумеется, с учётом масштабов графиков). Если что, эту характеристику я снял, установив динамик в достаточно просторный бокс около 2 литров. Фактически, для него это Free Air.

Имеем ровный СЧ диапазон, не слишком напряжный акцент в районе 3-4 кГц, после чего динамик ожидаемо начинает проявлять направленность (ну просто длины волн становятся сопоставимыми с размерами диффузора, это физика), и акцент посильнее – в области 12-18 кГц. Такое поведение на ВЧ – не из-за формы диффузора, т. к. с разворотом этот горб не уходит.
И, кстати, обратите внимание, LFR 52 оказались лояльны к направленности, то есть их не обязательно направлять точно на слушателя, развороты под небольшими углами они прощают, отдача наверху спадает не так уж и сильно.
Чуть нагляднее все процессы показывает фазовая характеристика (условно, набег или отставание одних частотных составляющих относительно других). До 4 кГц – ни единого резонанса ни в диффузоре, ни в центрирующей шайбе, ни в верхнем подвесе. В районе 4-5 кГц – совсем лёгонький резонанс где-то в подвижке, ну и выше – уже модальный режим работы (когда длины волн сопоставимы с размерами диффузора).

Кстати, очень похожее поведение наблюдалось и у BLAM LFR 50. Только там пик на ВЧ был выведен за область 20 кГц, а здесь смещён чуть ниже и попал в «обозримый» измерительным комплексом диапазон. И это, считаю, правильно – «ширики» с подобными характеристиками обладают субъективно чуть более лёгким звучанием верхов (проверено в своей системе перебором не одной пары подобных динамиков). Правда, во многих случаях после таких подъёмов АЧХ начинается резкий спад отдачи, но LFR 52, судя по заявке, не тухнет и уверенно тянет до заявленных 45 кГц (вернитесь к фото графика из описания, обратите внимание).
Теперь искажения. График достаточно равномерен, у LFR 52 нет ярко выраженных «нелюбимых» частотных зон. К низу начинается пологий подъём искажений, но даже на резонансе динамик продолжает контролироваться и не уходит в разнос. Так что всё выглядит очень прилично, по крайней мере, пока не превышается допустимый ход (а вливать в него басуху никто всё равно и не собирается).

А ЧТО С КОРПУСАМИ?
Как обещал, отдельно про работу в корпусах. Все вышеприведённые характеристики я снимал при работе динамика в условном Free Air. Однако зажимаем его в объём 200 мл и… вот уже резонанс заметно подскакивает, а добротность тянется к единице. Ну и, разумеется, такое «поджатие» сказывается на АЧХ, сводя на нет всю красоту в СЧ диапазоне. Поначалу я даже не хотел показывать этот график, но... пусть он наглядно убедит, что тесноты этот динамик действительно не любит.

Короче, если нет возможности организовать динамикам просторные объёмы, будьте готовы, что их придётся подрезать снизу как минимум от 800-900 Гц. В принципе, заставлять 2-дюймовых малышей работать ниже – всё равно издевательство над физикой, но запас по настройке в любом случае пропадает.
К тому же опыт подсказывает, что такое поджатие тесным объёмом хорошо переносят динамики с низкими добротностями, а вот динамики с Qts 0,6-0,7 (как в нашем случае) начинают чувствовать это сильнее, высокая результирующая добротность в корпусе Qtc на пользу звуку точно не идёт, даже если резонансная частота выведена за пределы рабочего диапазона. Тем не менее, попробовал послушать оба варианта, и вот что получилось.
ПРОБА В ДЕЛЕ. ХАРАКТЕР ЗВУЧАНИЯ
Работа в условном Free Air (что-то около 2 литров). На слух всё легко и ровно. Верх звучит «светло», без типичной для многих «шириков» тусклости, супертвитеров не просят. Разрешение приличное – если смотреть СЧ/ВЧ звено на отдельных СЧ и ВЧ в аналогичной цене, то конкуренцию LFR 52 составят очень многим связкам. Атака естественная – без характерного «мыла», но и без холодной колкости, уши не устают. Свистяще-шипящие звуки в вокале (те самые сибилянты) звучат живо, исполнители не шепелявят, в микрофон не плюются.
Опускаемся ниже по частоте – к СЧ диапазону. Лёгкий акцент в районе 3-4 кГц, который был виден на АЧХ, на слух коррекции не требует. Можно «пригладить» эту область на пару децибел, но не нужно: потерять можно больше, чем приобрести. Слух этот артефакт не напрягает, и более того, даёт какую-то ясность что ли, даже увлекательность (уж не это ли имел ввиду Ги Бонневилль, когда говорил о пресловутом French Sound?).
Опускаемся ещё ниже по диапазону, в нижний СЧ диапазон. Понятное дело, наполненности в звучании 2-дюймовых динамиков нет, но состыковать LFR 52 с мидбасовым звеном оказалось легко. Раздел в районе 450-500 Гц динамики переносят нормально, хотя не думаю, что 2-дюймовые излучатели нужно распускать так низко. При таком калибре 700-800 Гц с крутизной 12 дБ/октава – это разумный минимум. Тем не менее, запас по настройке и предсказуемость оной можно зачесть в плюсы.
Работа в корпусах из комплекта. Этот вариант требует принципиально иного подхода к настройке. Внизу отдача «поджатого» динамика сошла на нет, смысл настраивать ФВЧ ниже 800 Гц теперь уж точно пропал.
Несмотря на то, что общий характер звучания на ВЧ и верхней середине остался прежним, сложилось впечатление, что звучание стало чуть грубее, не таким лёгким. Появился какой-то «нажим» в СЧ диапазоне. Погонял разные порядки и частоты срезов и пришёл к выводу, что вариант с работой в большом объёме мне всё же нравился больше.
А ЧТО, ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ BLAM LFR 52 КАК СЧ?
Динамики, несомненно, отлично работают как широкополосники (да и вообще, много ли вы видели «шириков», соответствующих спецификациям Hi-Res?). Однако попробовал ради эксперимента посмотреть, что можно получить от них в качестве среднечастотников. Вернул в большие корпуса, поигрался с ФНЧ, и вот что из этого получилось:

Если коротко, можно использовать лёгкую неравномерность АЧХ в районе 3-4 кГц и, подбирая настройки фильтра, получить абсолютную линейность до 4-5 кГц. Не утверждаю, что такое использование LFR 52 будет оптимальным, но в некоторых случаях, если уж приспичит, – почему бы и нет.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ. КАК ГОТОВИТЬ, ЧЕГО ЖДАТЬ И ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?
Динамики, несомненно, заслуживают внимания – это настоящие широкополосники, вверх забираются хорошо, супертвитеров не требуют, умеют звучать ровно, легко и свежо, без характерной тусклости на ВЧ, свойственной многим «ширикам». И в то же время без откровенной синтетики. Я бы сказал, деликатно и как-то комфортно. Зачёт.
Что касается корпусов из комплекта, то они имеют право на жизнь, но я бы использовал их, скорее, для предварительных поисков мест установки динамиков – чтобы выставить оптимальные углы разворота и не наловить отражений. А при финальном изготовлении подиумов по возможности лучше дать динамикам чуть больше пространства с тыльной стороны: это полнее раскроет их звуковой потенциал.
- Много ли вы видели «шириков», соответствующих спецификациям Hi-Res?
- Крепкая литая корзина. Микрорезонансы? Не, не слышал
- Допускают установку с небольшими разворотами
- Несъёмные сетки – это хорошо, но не всегда
BLAM LFR 52 посмотреть подробнее и купить на MMS-STORE
Вернуться на предыдущую страницу