Тест плоского 10-дюймового сабвуферного динамика Ground Zero GZRW 250-D2 FLAT от онлайн-издания carmus.ru

24.05.2023

 

КОНЦЕНТРАТ БАСА В ОДНОЙ ТАБЛЕТКЕ

Тест плоского 10-дюймового сабвуферного динамика Ground Zero GZRW 250-D2 FLAT


Когда для полноразмерного саба нет места, приходится смотреть на «плоские» модели. Причём объём корпуса-то может быть и обычным, речь именно о монтажной глубине самого динамика. Вариантов на самом деле не так уж и много, поэтому каждый из таких сабов, считаю, достоин особого рассмотрения.


Итак, сегодня у меня в лаборатории – Ground Zero GZRW 250-D2 FLAT – совсем свежая модель, которая только-только появилась в продаже. Цена на момент этого теста (по данным интернет-магазина компании «ММС», официального дистрибьютора GZ) составляет 16990 рублей. Для информации, есть ещё 12-дюймовый собрат Ground Zero GZRW 300-D2 – его цена сейчас 18990 рублей.


 

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Первым делом, глубина. От монтажной плоскости до самой дальней точки магнитной системы – всего 8,5 см.



В магнитной системе есть осевое отверстие, так что упирать динамик мотором в заднюю стенку корпуса не нужно – придётся оставить пару сантиметров пространства. Впрочем, получается всё равно неглубоко.



При всём этом конструкция динамика вполне традиционна: магнитная система на ферритовом кольце, катушка, центрирующая шайба… Только как будто взяли обычный динамик, обрезали корзину прямо над центрирующей шайбой и вогнали мотор внутрь.



Получилось, что корзина как бы разделена две части – внешняя (стальная штампованная) и внутренняя, сцепляющая мотор и фланец центрирующей шайбы (пластиковая).



Диффузор при таком раскладе приобрёл сложную форму, напоминающую половинку тора. Но результат впечатляет – жёсткость у этого «бублика» из прессованной целлюлозы серьёзная, причём именно конструктивная, нельзя просто взять и деформировать его пальцами. Центральный колпак – алюминиевый, но при простукивании особой звонкостью не отдаёт.



Обратите внимание на форму резинового подвеса – она плавная, без острых граней. Преимуществ у такого решения много, в том числе надёжность: в таком подвесе нет зон чрезмерной концентрации механических напряжений, нагрузки распределяются равномерней, а значит, порвать такой подвес со временем сложнее. Ну и, опять же, меньше обратное воздействие на края диффузора, хотя тут это менее актуально.



Звуковая катушка – диаметром 50 мм, намотана медным проводом. Судя по длине намотки вне зазора, допускает линейный ход примерно по сантиметру в каждую сторону – всё по взрослому. Механический ход тоже приличный, продавить диффузор до предела не получилось.



Терминалы закреплены на внешней корзине, длинными поводками идут к центрирующей шайбе…



…и дальше – через центрирующую шайбу пропущены к катушке.


 

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ


Сходу отмечу, что динамик достаточно жёсткий, причём остался таковым даже после серьёзной и длительной разминки (в общей сложности больше 20 часов экзекуций на низкой частоте с хорошим ходом). Описание в этом смысле обещает заметно мягче. Недостаточная разминка? Допускаю, но вряд ли центрирующая шайба настолько размягчится. Дальше на всякий случай буду учитывать оба варианта.



Заявленные/фактические параметры Ground Zero GZRW 250-D2 FLAT:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 28 Гц / 37 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 36 л / 21 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,53 / 7,39
  • Qes (электрическая добротность) – 0,60 / 0,68
  • Qts (полная добротность) – 0,54 / 0,63
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 157 г / 156 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,5 Тл м / 12,9 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,9 Ом / 3,7 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 84,0 дБ / 84,2 дБ


* - результат измерения при последовательном включении катушек

Если глянуть на график выше, можно заметить признаки небольшого локального резонанса где-то в подвижке в районе 400 Гц, но к чему-то значимому, что могло бы сказаться на работе динамика, это не привело. Алюминиевый колпак тоже даёт о себе знать, но до звона не доходит – пичок АЧХ чуть ниже 2 кГц хоть и имеет механическую природу, не столь большой, и к окрасу баса тоже не приведёт. В общем, особых призвуков от самого динамика можно не ожидать.



По искажениям картинка типична для саба. Рост искажений начинается ожидаемо ниже резонансной частоты, но до критичных отметок добирается на совсем уж неинформативном инфрабасе, так что для 10-дюймового калибра тоже всё норм.


РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ


Рекомендация производителя приводит два варианта корпуса, причём оба – фазоинверторные, названные «оптимальный» и «минимальный». Для понимания задумки моделирую с заявленными параметрами:



При составлении рекомендаций производитель явно ставил в приоритет компактность. В итоге саунд нацелен на тех, кто предпочитает тактильный удар. Если дать динамикам побольше объёма, а фазики настроить пониже, они могут играть интересней. А ещё можно попробовать ЗЯ. Моделирую, на этот раз с «живыми» параметрами:



Причём если предположить, что динамик разомнётся настолько, что параметры приблизятся к заявленным, принципиально это поменяет не так уж и много:



А ещё, обратите внимание, можно играться с оформлением – сделать фазоинверторный корпус и менять характер баса по настроению, просто закрывая и открывая порт.

 

ПРОБА В ДЕЛЕ


Использую ЗЯ объёмом чуть меньше 25 литров, уменьшая объём пенопластовыми кубиками. Фазоинвертор не пробовал.

Для начала закидал тестовый корпус до получения объёма около 15 литров. Колотит – от души, хотя, должен признать, в мидбас не превращается и всё же остаётся сабом. Вариант действительно имеет право на существование, зайдёт тем, кто любит не басовое урчание, а ударную «концертную» тактильность, напоминающую звучание сценических басовых мониторов.

Увеличиваю объём примерно до 20 литров. Мясца побольше. Вынимаю заполнение совсем, получаю почти 25 литров. Ещё чуть помяснее, хотя разница с 20 литрами менее заметна, чем в 20 после 15. Хвосты не тянет ни в одном из опробованных вариантов, плотненько так получается.

В общем, вывод таков – динамик очень лоялен к корпусам. Есть 20 литров? Хорошо. Можно набрать побольше? Набирайте сколько можно, хуже точно не станет. Можно не заморачиваться с точной подгонкой объёма, а делать столько, сколько получится выгородить.

 

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

 

Саб понравится тем, кто не стремится всеми силами забраться в инфраниз (порой теряя плотность информативного диапазона), а предпочитает «концертную» подачу. Он не пытается «раздуть» низкочастотный диапазон или создать иллюзию глубины, но и мидбасом, что важно, не становится. В «уличные» системы не претендует, но в традиционных системах способен удар за ударом выбивать воздух из лёгких и отбивать печёнку. Хорош на роке, на электронной ритмичной музыке, не говоря уж о жанрах попроще. Если вы предпочитаете именно такой бас, GZRW 250-D2 FLAT можно рассматривать смело. Ну и усилитель к нему (моноблок или 2-канальник мостом) – где-то от 400 Вт на 4 Ом будет самое то.

  • Малая глубина, можно сделать действительно плоский корпус
  • Отсутствие заметных призвуков в подвижке
  • Лоялен к объёмам оформления
  • Способен на тактильный бас с плотным ударом
  • Динамик даже после разминки заметно жёстче заявленного

     

 

Вернуться на предыдущую страницу