Одна серия – решение разных задач
Тест компонентных акустических систем BLAM серии Super Relax: BLAM SR165X, SR165S, SR165F и SR165C
Ссылка на оригинал статьи на сайте carmus.ru
Полагаю, серия Relax в представлении не нуждается – она известна давно и нравится многим инсталляторам. В соревновательные проекты не метит, но позволяет получить достойный и, главное, предсказуемый результат. Серия Super Relax появилась в линейке BLAM относительно недавно и в какой-то степени является эволюционным развитием «релакса».
Сегодня у меня сразу три компонентных модели из этой серии и одна коаксиальная. Задача теста – не просто оценить возможности, но и, главное, понять, для каких целей какую модель лучше выбирать. Кому не терпится, листайте сразу к выводам.
Для ориентира сразу приведу цены на момент теста по данным официального дистрибьютора:
Первое знакомство с комплектами
BLAM SR165X – акустика с целлюлозными диффузорами НЧ/СЧ динамиков и 25-миллиметровыми твитерами. Кроссоверы – компактные, и свелись к ФВЧ для твитеров.
BLAM SR165S – те же мидбасовые динамики, но твитеры здесь 20-миллиметровые, а кроссоверы – ещё компактнее.
BLAM SR165F – те же 20-милиметровые твитеры и компактные кроссоверы к ним, а вот НЧ/СЧ динамики – с плетёными диффузорами из стекловолокна и неодимовыми моторами.
BLAM SR165C – коаксиалы, построенные на базе первой модели SR165S – те же моторы и диффузоры НЧ/СЧ динамиков и даже твитеры, фактически, те же 20-миллиметровые, разве что выполнены не отдельно, а закреплены на стойке вместо фазовыравнивающих пуль на керне.
Конструктивные особенности компонентов
НЧ/СЧ динамики из комплектов BLAM SR165X / BLAM SR165S. Построены на пластиковых корзинах, которые, к слову, на простукивание смахивают даже на литые алюминиевые. Описание говорит, что это пластик со стекловолоконным армированием (так называемый «конструкционный»).

Диффузоры – целлюлоза с шероховатым покрытием лицевой стороны. Как потом увидите на измерениях, лёгкие, но при этом неплохо задемпфированные – все возникающие резонансы гасятся в них достаточно эффективно. Верхние подвесы – бутиловая резина.

Моторы – средних размеров, на ферритовых кольцах 85 мм. Калибр звуковых катушек – 1 дюйм. В этом смысле идеология построения Super Relax близка к серии Relax – лёгкие малоинертные подвижные системы, хорошая отзывчивость и, следовательно, способность нормально работать с усилителями небольшой мощности.
НЧ/СЧ динамики из комплекта BLAM SR165F. Тоже собраны на жёстких пластиковых корзинах оригинального дизайна, причём не просто похожих, а тех же самых, что и у «ферритовой» модели. Но вот моторы – уже неодимовые. Формально монтажная глубина динамика изменилась несильно (60 мм против 62 мм), но места они в любом случае занимают меньше.

Диффузоры – плетёное стекловолокно, достаточно плотные. Верхние подвесы – опять же бутиловая резина, но они чуть мягче, чем у «целлюлозных» моделей. В центре – мягкий колпак вместо фазовыравнивающей пули.

Твитеры BLAM T1025 и T1020. Построены очень схоже, имеют мягкие текстильные купола номинального размера 25 и 20 мм, соответственно. Сетки – вклеены, несъёмные. Напомню, первые (покрупнее) используются в акустике BLAM SR165X, а вторые (поменьше) – в BLAM SR165S и SR165F.
Внешние диаметры по фланцам – 45,5 мм и 37 мм. Монтажная глубина – 12 и 10 мм.
В комплектах идут аккуратные корпуса для наружного монтажа.
Кроссоверы к 25-миллиметровым твитерам (BLAM SR165X) представляют собой ФВЧ 2 порядка и имеют переключатель уровня на три положения («+3 дБ», «0 дБ» или «-3 дБ»).

Кроссоверы к 20-миллиметровым твитерам (BLAM SR165S и SR165F) – это ФВЧ 1 порядка (просто хороший плёночный фильтрующий конденсатор), но тоже с возможностью выбора уровня ВЧ. Только не переключателем, а подключением твитера к соответствующей выходной клемме («0 дБ» или «-3 дБ»).

Коаксиальные динамики BLAM SR165C, по сути, повторяют все особенности компонентной акустики SR165S, так что на них долго останавливаться не буду. Даже твитер тот же, разве что фильтрующий конденсатор имеет чуть меньший номинал.

Измерение электромеханических параметров
Динамики формально относятся к 3-омным, что подтверждается и измерениями – импеданс не проваливается ниже 2,9 Ом. Это немного форсирует усилитель по выходной мощности (по сравнению с более привычной 4-омной нагрузкой), но ещё не сильно его нагрузит. Сначала циферки, потом прокомментирую:
Измеренные параметры BLAM SR165X / SR165S:
- Fs (собственная резонансная частота) – 78 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 8,2 л
- Qms (механическая добротность) – 5,34
- Qes (электрическая добротность) – 0,86
- Qts (полная добротность) – 0,74
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,9 дБ
Измеренные параметры BLAM SR165F:
- Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10,5 л
- Qms (механическая добротность) – 3,84
- Qes (электрическая добротность) – 0,96
- Qts (полная добротность) – 0,77
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,1 дБ
Измеренные параметры BLAM SR165C:
- Fs (собственная резонансная частота) – 81 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 7,5 л
- Qms (механическая добротность) – 5,52
- Qes (электрическая добротность) – 0,85
- Qts (полная добротность) – 0,74
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,8 дБ
У «ферритовых» НЧ/СЧ динамиков (BLAM SR165X / SR165S / SR165C) подвижные системы – лёгкие, чувствительность – высокая. Учитывая ещё и чуть сниженный импеданс, вырисовывается хороший вариант для работы с не слишком мощными усилителями. Центрирующие шайбы не откровенно мягкие, что уменьшает зависимость от объёма позади динамиков, результат более предсказуем. Правда, есть у этого и обратная сторона – далеко не самый низкий резонанс Fs. Но выводы на этот счёт лучше делать после прослушивания.
У «неодимовых» НЧ/СЧ (BLAM SR165F) подвижки тяжелее, хотя в остальном концепция очень схожа. Это привело к снижению резонансной частоты – динамики обещают лучше забираться в басовую область. Но одновременно с этим снизилась и чувствительность – динамикам пусть ещё и не нужны ломовые мощности, но к усилителям они чуть более требовательней, чем «ферритовые».
Анализ работы динамиков
НЧ/СЧ динамики из комплектов BLAM SR165X / SR165S. Динамики действительно не требуют сложных кроссоверов, поскольку имеют на верхнем краю рабочего диапазона плавный спад отдачи без резких выбросов АЧХ. Переход из поршневого режима в модальный (когда с повышением частоты длины излучаемых волн становятся сопоставимыми с размерами динамика) плавный, и этот естественный спад не сопровождается добавлением в звук всякой грязи. Единственное, к чему можно придраться, – небольшой локальный резонанс где-то в районе 1 кГц (его и на импедансной кривой видно, можете вернуться), но он принципиально мало что меняет.


НЧ/СЧ динамики из комплекта BLAM SR165F оказались чуть ровнее в рабочем диапазоне, да и внизу чувствуют себя уверенней. И снова спроектированы по тому же принципу – им не нужна подрезка сверху при стыковке с твитерами.


Твитеры BLAM T1025 и T1020. Несмотря на разный калибр, ведут себя очень близко. Купола не подвержены резонансам, так что провалов отдачи на отдельных частотах не наблюдается – в рабочем диапазоне на АЧХ всё достаточно ровненько.

Интересно, что и вниз твитеры забираются уверенно. И если для 25-миллиметровых T1025 это норма, то для 20-миллиметровых это обычно сделать сложнее. Так что обе модели, включая маленькие T1020, нормально подходят для работы в 2-полосных системах.

Включение через кроссовер. Во всех моделях полосы стыкуются плюс-минус в районе 5 кГц. Учитывая характеристики компонентов, выглядит логично. Полосы имеют широкое перекрытие, что на самом деле совсем не плохо. Скорее, наоборот, слегка снижает зависимость от взаимного положения твитеров и НЧ/СЧ динамиков.
Переключение уровня ВЧ довольно «размашистое», но после прослушивания пришёл к выводу, что на деле это позволяет хорошо адаптировать акустику под разные варианты установки твитеров – чуть дальше ещё коснусь этого момента.


Коаксиальные BLAM SR165C показали себя ровно так, как и ожидалось, поскольку построены на основе всё тех же SR165S. Понятное дело, интерференция привела к колебаниям АЧХ в зоне стыка НЧ/СЧ и твитеров при разных углах разворотов динамиков, но по уровню полосы согласованы неплохо, а под небольшими углами результирующая АЧХ и вовсе близка к горизонтальной.
А что по звуку? Сравнение моделей между собой
BLAM SR165X Общий характер акустики я бы назвал лёгким – с ещё не акцентированной, но с довольно ясной и открытой подачей вокала (тот самый «French Sound», который стал уже слоганом акустики от Бонневилля).
Если вот совсем уж придираться, верха чуточку слегка упрощены, как будто инструменты в ВЧ диапазонах на всех треках записаны похоже, но сами по себе они тоже лёгкие, ни намёка на «мутность». Если не заморачиваться с исключительно со сложными тестовыми треками, на обычной музыке получается комфортный и приятный саунд.
Внизу динамики не лезут глубоко в сабвуферную область, но совсем уж легковесным звучание не воспринимается, верхний бас динамики отрабатывают старательно.
И это, возможно, более правильный подход, когда речь идёт об апгрейде штатных систем с не слишком мощными усилителями: вместо того, чтобы имитировать бас гудением, лучше адекватно воспроизвести то, что они реально могут, а сабвуферный диапазон отдать, как положено, сабвуферу. Если подобрать не слишком тяжеловесный саб, который можно срастить с акустикой где-то в районе 70-75 Гц, есть все шансы получить основательный и «вкусный» НЧ диапазон.
BLAM SR165S. Общая звуковая подача сохранена – тот же лёгкий и открытый саунд без единого намёка на эффект «накинутого покрывала». Понравилось, что ВЧ не отрываются от остальной музыкальной картинки, как это часто бывает в 2-полосках с 20-мм твитерами, звучание в этом диапазоне слитное. Но вот что касается особенностей выбора под конкретный автомобиль – тут есть принципиальный момент.
SR165S лучше всего покажут себя в системах с не слишком сильными разворотами твитеров, когда они видны слушателям под небольшими углами. Ну или хотя бы просто видны. А вот если они будут упрятаны глубоко и, возможно, даже не видны напрямую (например, в панели с направлением вверх, на отражение от стекла), лучше выбрать те же SR165X, у которых твитеры не просто крупнее, но и сами по себе имеют отдачу чуть повыше. Там переключением кроссовера в «+3 дБ» можно поднять уровень верхов и сохранить лёгкость звучания даже при таком «неудобном» инсталле.
BLAM SR165F. Этот комплект звучит насыщеннее на нижней середине и в мидбасовом диапазоне. Я бы даже сказал, плотнее. Серединка уже не столь «праздничная» и легковесная. Нет, она не потеряла в своей открытости, но как-то ровнее, спокойнее.
При этом стыковка с небольшими 20-мм твитерами по-прежнему вопросов не вызывает – звучание цельное. Но поскольку чувствительность у НЧ/СЧ динамиков здесь чуть ниже, эта слитность достигается при подключении твитеров к выходам кроссовера «-3 дБ». А вот подключение к «0 дБ» больше подходит для случаев, когда твитеры сильно развёрнуты или, опять же, упрятаны глубоко в штатные места.
Коротко по делу. Что и для каких задач выбирать?
BLAM SR165X и BLAM SR165S – позволяют добиться хорошего звучания с не слишком мощными усилителями, включая даже штатные. Очень близки по звуковой подаче, дают лёгкий, открытый саунд с ясным вокалом и достойной разборчивостью инструментов – не нужно прибавлять громкость, чтобы что-то расслышать.
Если выбирать между ними, то модель SR165S удобней в инсталле за счёт компактных твитеров. Но её лучше предпочесть, когда высокочастотники в принципе видны слушателям.
Модель SR165X имеет твитеры покрупнее, но более универсальна в плане настройки уровня ВЧ. Скажем, если твитеры будут упрятаны глубоко в штатные места и не видны слушателям (типичный пример – в панели с направлением вверх), она может оказаться более предпочтительным вариантом.
BLAM SR165F. Эта акустика тоже не требует от усилителей больших мощностей, но для простого апгрейда штатки всё же лучше выбирать из первых двух вариантов: у них чувствительность повыше. А вот SR165F больше подходит для систем с отдельными усилителями средней мощности, включая процессорные.
На выходе вы получаете более уверенное звучание в мидбасовом диапазоне, уравновешенное звучание в СЧ диапазоне и при этом довольно ровную и приятную общую музыкальную подачу.
Вернуться на предыдущую страницу