
МУЗЫКАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Тест компонентных акустических систем ESB 3.6K3 Tremila (3000 серия)
от Онлайн Издания CARMUS
Когда-то (а точнее, в 2003 году), ESB сделали две модели автомобильной акустики Series 6000, которые внешне различались цветами диффузоров: синие – у Blue Note, красные – у Hard Rock. Первая была ориентирована на любителей классики, джаза и лёгких инструментальных жанров, а вторая – на отъявленных рокеров. С тех пор прошло немало времени, но идея «специализации», похоже, продолжает воплощаться в жизнь.
В начале этого года в лаборатории побывала «карбоновая» 5000 серия Cinquemilla, и она, как оказалось, тяготеет к музыке пожёстче. А сегодня в лаборатории – серия 3000 Tremila, которая оставила впечатление более универсальной. Продажи этой серии только начинаются, так что сейчас самое время поделиться результатами.
И да, сразу отвечу на частый вопрос. Как и серия постарше, Tremila будет продаваться покомпонентно, комплектами для поканалки и комплектами с пассивными кроссоверами. Так что при желании твитеры, мидбасовые динамики, среднечастотники и даже есть одна широкополосная (вернее, СЧ/ВЧ) модель динамиков – всё это можно будет купить раздельно.

Цены попадают в средний сегмент. Например, твитеры ESB 3.28 из сегодняшнего теста стоят 6990 рублей, а среднечастотники ESB 3.90 и мидбасовые динамики ESB 3.165 – по 9990 рублей. Всё одним комплектом (он имеет модельный индекс ESB 3.6K3) можно купить за 26990 рублей. А этот же комплект, но вместе с пассивным кроссовером (ESB 3.6K3 + ESB 3.6K3CX) – за 35990 рублей.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Начну с мидбасовых динамиков ESB 3.165. Выглядят зачётно, аж под сетки прятать не хочется. Их тут, кстати, и нет, поэтому либо ставим динамики в доработанные штатные места, либо делаем кастомные грили.

Каждый динамик имеет индивидуальную маркировку серийного номера на верхнем подвесе.

Диффузоры – целлюлоза с влагозащитной пропиткой и полимерным покрытием лицевой стороны. Практически классика.

Корзины, традиционно для ESB, – из конструкционного пластика. Судя по описанию, это ABS со стекловолоконным армированием. Имел дело с подобными филаментами в 3D-печати, штука реально крепкая.

Кстати, обратите внимание на отверстия по периметру мотора. Воздух выводится в них из пространства под центрирующей шайбой. Получается, что при движении диффузора воздух прокачивается непосредственно вдоль катушки – такое охлаждение получается эффективней, чем с обычным осевым каналом в керне.
Центрирующие шайбы имеют прогрессивный профиль – от центра к краям шаг и глубина «волн» увеличиваются. Геометрию мотора внешне проследить невозможно, но в описании указана высота намотки катушки 10,5 мм и высота магнитного зазора – 4 мм. Т. е. «рабочая» часть катушки – примерно 38%. Нормально, потом посмотрим, что будет с контролем на НЧ.

Теперь среднечастотники ESB 3.90. Их номинальный размер – 3,5 дюйма, диаметр внешнего фланца – ровно 10 см.

Конструктивно это смасштабированные мидвуферы – тот же материал диффузора, те же корзины из конструкционного пластика. Даже охлаждение организовано аналогично.

Разве что подвесы имеют обращённый профиль и не выступают за фланец, как говорится, «от слова совсем» (хоть мне не нравится эта фраза, но пускай будет).

В отличие от мидбасовых динамиков, к среднечастотникам грили идут в комплекте. Вернее, сетки, которые просто вставляются в пазы на фланцах, не увеличивая установочный размер динамика.

Твитеры ESB 3.28 выполнены корпусах той же формы, что у уже упомянутых Cinquemila (Series 5000). Размер куполов – 28 мм. Только материал в это раз – шёлк. Причём не такой уж и простой – ткань отформована в каком-то полимерном связующем. Описание называет его Torcon.

Под полупрозрачным куполом, если сильно постараться, можно рассмотреть демпфирующий материал, который тоже получил своё название – dB Cloth (что-то хлопковое, судя по всему).

В комплекте – чашки для внешнего монтажа (можно использовать для изготовления подиумов) и адаптеры для штатных мест с «ушками».

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
Для мидбасовых динамиков параметры хорошо совпали с заявленными. Для среднечастотников есть небольшая разница, но она оказалась даже в лучшую сторону.

Заявленные/фактические параметры НЧ/СЧ динамиков ESB 3.165:
- Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц / 67 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14 л / 12 л
- Qms (механическая добротность) – 3,03 / 3,26
- Qes (электрическая добротность) – 0,77 / 0,81
- Qts (полная добротность) – 0,61 / 0,64
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,6 г / 12,1 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,4 Тл м / 4,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом / 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,5 дБ / 87,8 дБ
Заявленные/фактические параметры СЧ динамиков ESB 3.90:
- Fs (собственная резонансная частота) – 123 Гц / 111 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,7 л / 1,6 л
- Qms (механическая добротность) – 1,98 / 2,70
- Qes (электрическая добротность) – 0,71 / 0,78
- Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,60
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,1 г / 2,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,5 Тл м / 3,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 4,7 Ом / 3,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,5 дБ / 86,0 дБ
АНАЛИЗ РАБОТЫ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ ESB 3.165
Динамик – прямо как по учебнику. Ровная АЧХ без сильных выбросов на верхнем краю диапазона. Разве что лёгкий провал АЧХ чуть выше 1 кГц «приземляет» эту идиллию, но сильно общую картину не портит.

Судя по ступеньке фазовой характеристики, его причина – лёгкий резонанс где-то в подвесах. Зато диффузор ведёт себя отменно – переход из поршневого режима в модальный спокойный, конус не начинает ломаться и «звенеть».

С искажениями картина пристойная. Причём даже на НЧ особо вверх не лезут. Причина – удачная геометрия намотки звуковой катушки, позволяющая усилителю неплохо контролировать динамик.

АНАЛИЗ РАБОТЫ СЧ ДИНАМИКОВ ESB 3.90
Среднечастотник старается играть вверх, но размеры и масса подвижки не позволяют ему работать широкополосником. Но АЧХ по оси, надо признать, достаточно ровная, причём даже небольшой разворот не приводит к появлению откровенных горбов и провалов. В настройке динамик обещает оказаться предсказуемым и не слишком трудным.

Сильных фазовых скачков не наблюдается. Разве что выше 5-6 кГц болтанка начинается, но там уже размеры самого динамика сказываются. А резонанс в области около 1,5 кГц получился неплохо задемпфированным. В общем, нормально.

А вот график искажений даёт понять – ниже 200-250 Гц динамику неуютно. Это важно учесть при настройке.

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТВИТЕРОВ ESB 3.28
Классическая «шёлковая» АЧХ с лёгким спадом на самом верху. В информативной области – абсолютно горизонтальная (по крайней мере, по оси), без перекосов, которые нужно было бы нивелировать настройками.

Фаза не скачет – купол абсолютно не ломает, резонансов в нём не возникает. Похоже, материал Torcon и правда работает хорошо.

Искажения невысоки, рост КГИ начинается только ниже 2 кГц. Однако третья гармоника начинает ползти вверх уже ниже 3 кГц, так что оптимальная настройка ФВЧ – никак не ниже 3,5 кГц (для определённости, 12 дБ/октава).

А ЧТО ПО ЗВУКУ?
Ну вот и до «музыкальной специализации» дошёл. Если упомянутая выше Cinquemila подстёгивала сделать погромче и врубить рок пожёстче, то Tremila больше тяготеет к живому. Инструментал, джаз, классика – вот такую музыку хочется слушать больше.
Рискую нарваться на гнев дистрибьютора ESB, но в чём-то Tremila мне показалась даже интересней, чем Cinquemila (несмотря на то, что последняя стоит выше в модельном ряду). Она хоть и не хлещет жёстким драйвом на рокешнике, но звуки-то в кашу тоже не смешивает. Так что я бы назвал её более универсальной что ли.
Твитеры ESB 3.28
Большое достоинство твитеров – звучат подробно, легко, и в то же время очень живо и неутомительно. Верха без жёсткости, но я бы не назвал их мягкими. Что-то среднее. Причём такой саунд очень естественно ложится на ухо, особенно если слушаешь «живой» инструментал – без синтетической остроты, но с хорошей детализацией. Лично мне такая подача зашла (хотя многое, конечно, многое от остальных компонентов будет зависеть).
Твитеры лояльны к углам разворота – можно ориентировать даже в лоб, не опасаясь явной привязки звука к ним. Конечно, если не промахнуться с местом установки и не наловить отражений.
НЧ/СЧ динамики ESB 3.165
Мидбасовые динамики хорошо показывают себя не только в трёшке, но и в двухполоске: стыковка с твитером вообще никаких проблем не вызывает. Даже запас есть – можно немного подвигать частоту раздела и поиграться с порядками.
Бас с долей жирка, но умеренной, плотность сохраняется. С глубиной для 6,5-дюймового калибра тоже всё в порядке – до сабвуфера дотягивает легко. Классический такой «дверной» динамик.
Среднечастотники ESB 3.90
Серединки на слух достаточно ровные. Пытаются забраться вверх и даже прикинуться широкополосниками. На деле они таковыми, конечно, не являются, но при стыковке с твитерами дают свободу – до 6-7 кГц дотягивают с хорошей линейностью.
Внизу начинают уверенно играть уже от 150-200 Гц, но если не хотите получить зажатую динамику, ФВЧ лучше настраивать не ниже 300 Гц. Если что, при прослушивании я ставил динамики в объёмы примерно по 2 литра. Поэкспериментировал с тесными объёмами, но нет, они всё же любят свободу.
ИТОГИ ТЕСТА
Жанрово универсальная акустика, позволяющая настройками «вылепить» нужный саунд. Звучат без жёсткости, но легко и ровно. Про такие можно сказать так – если не знаете, что брать – берите Series 3000 Tremila, не ошибётесь.
Двухполоска или трёхполоска – лучше исходить из конкретного автомобиля. Важно, что в обоих вариантах можно стыковать полосы без особых проблем: в динамиках нет артефактов, которые нужно было бы обходить настройками. Ну а от чего вообще отталкиваться при настройках, чтобы «попасть» в возможности динамиков, я вроде как уже постарался разобрать.
- Высокий уровень инженерии и сборки
- Нейтральное, жанрово универсальное звучание
- Отсутствие артефактов АЧХ, которые нужно обходить настройками
- СЧ динамики не любят тесные объёмы
PS. К слову, о возможности купить всё раздельно или комплектами. На момент теста серия Tremila только поступает в продажу в России, и стал известен список компонентов, которые будут доступны. Должен сказать, приличный такой получился:
- Твитеры 25 мм ESB 3.25 (4 490 рублей)
- Твитеры 28 мм ESB 3.28 (6 990 рублей)
- СЧ/ВЧ динамики 2,5 дюйма ESB 3.65 (10 990 рублей)
- СЧ динамики 3,5 дюйма ESB 3.90 (9 990рублей)
- Блок динамиков СЧ+ВЧ ESB 3.UMA (17 990 рублей)
- НЧ/СЧ динамики 6,5 дюймов ESB 3.165 (9 990 рублей)
- НЧ/СЧ динамики 6х9 дюймов ESB 3.69 (11 990 рублей)
- 2-полосный кроссовер ESB 3.6K2CX (6 490 рублей)
- 3-полосный кроссовер ESB 3.6K3CX (12 990 рублей)
- 3-полосный кроссовер ESB 3.6K3UCX (18 990 рублей)
- 2-полосная «активная» акустика 6,5 дюймов ESB 3.6K2 (16 990 рублей)
- 2-полосная акустика 6,5 дюймов ESB 3.6K2 + ESB 3.6K2CX (21 990 рублей)
- Коаксиальная акустика 6,5 дюймов ESB 3.165C (25 990 рублей)
- Трансформируемая акустика 6х9 дюймов ESB 3.69C (25 990 рублей)
- 2-полосная «активная» акустика 6х9 дюймов ESB 3.69K2.5 (25 990 рублей)
- 2-полосная акустика 6х9 дюймов ESB 3.69K2.5 + ESB 3.6K2CX (31 990 рублей)
- 3-полосная «активная» акустика ESB 3.6K3 (26 990 рублей)
- 3-полосная акустика ESB 3.6K3 + ESB 3.6K3CX (35 990 рублей)
- 3-полосная «активная» акустика ESB 3.6K3U (27 990 рублей)
- 3-полосная акустика ESB 3.6K3U + ESB 3.6K3UCX (43 990 рублей)
Вернуться на предыдущую страницу