Тест Ground Zero серии Car Specific для автомобилей VW Group от carmus.ru

27.07.2023

 

АКУСТИКА ЗДОРОВОГО ВАГОВОДА

Тест компонентных акустических систем Ground Zero серии Car Specific для автомобилей VW Group

Ссылка на оригинал статьи на carmus.ru


Изначально я не планировал делать эту статью. Нужно было просто инструментально посмотреть особенности акустики и оценить, под какие предпочтения она подходит. Так сказать, «для служебного пользования». Но результаты оказались настолько интересными, что решил сделать развёрнутый отчёт для широкой аудитории. Тем более, акустика хоть и нацелена на владельцев авто группы VAG (VW, Skoda, Seat, некоторые «китайцы» под патронажем VAG), но, по сути, является универсальной с комплектом установочных аксессуаров в комплекте.


Итак, на изучении следующие модели. Как всегда, для ориентира привожу цены на момент теста. Кстати, довольно привлекательные для акустики подобного рода:

НЧ/СЧ 6,5 дюймов Ground Zero GZCS K-165VW – 12990 рублей,
НЧ/СЧ 8 дюймов Ground Zero GZCS K-200VW – 15990 рублей,
Твитеры Ground Zero GZCS T-25VW – 10990 рублей,
Твитеры Ground Zero GZCS T-25S – 11990 рублей.


 

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Мидбасовые динамики обоих калибров выполнены в стандартных корзинах привычного форм-фактора.





В комплекте к 6,5-дюймовым Ground Zero GZCS K-165VW идут переходные кольца, позволяющие установить их в штатные «ваговские» места. Ну и защитные грили – это уже для кастомных вариантов инсталла.



А вот 8-дюймовые Ground Zero GZCS K-200VW идут без колец, но тоже с грилями. В GZ пояснили это так: разные авто, в которых используется этот калибр, имеют заметно различающиеся посадочные места, и сделать для всех вариантов универсальные кольца просто невозможно. Так что придётся «по классике» – достаём лобзик или фрезер, берём МДФ или фанеру и…



На самих динамиках использованы стандартные клеммные терминалы типа «лопатка», но комплектах идут переходники на штатные разъёмы. Причём сразу с фильтрами. Для GZCS K-165VW это просто катушка индуктивности (ФНЧ первого порядка)…



…а для GZCS K-200VW параллельно катушке добавлен «обходной» резистор, несколько усмиряющий её прыть для получения нужной результирующей характеристики.



Теперь к самим динамикам. Тут всё более-менее привычно – построены на штампованных стальных корзинах. Несмотря на отсутствие вычурных подштамповок, не звенят, заглушены хорошо.





Диффузоры – жёсткая прессованная целлюлоза с шероховатым покрытием лицевой стороны. Центральные колпаки – из относительно мягкого материала.





С тыльной стороны – традиционная целлюлозная фактура.





Моторы у обоих калибров внешне одинаковые. Насчёт внутреннего строения не скажу, но их работу в любом случае покажут измерения.



Центрирующие шайбы разные, причём не только по форме, но и в первую очередь по жёсткости. Унификация хороша в меру.





Идём дальше, твитеры Ground Zero GZCS T-25VW. Имеют крепления под штатные места. Все соединения – на штатных же фишках. Кроссоверные фильтры имеют перемычку аттенюатора на два положения – «High» и «Low».



Сами твитеры имеют мягкие тканевые купола. Конструкция перед ними выполняет, скорее, защитную роль, на диаграмму направленности влияет довольно условно. Глубина небольшая. Короче, принцип: вынули штатные – поставили эти.



Если исходить из логики модельных индексов, то «универсальные» твитеры Ground Zero GZCS T-25S построены на той же базе, что и GZCS T-25VW. По крайней мере, сами купола те же, разве что «обрамление» более привычное.



Но с тыла всё намекает о наличии акустической камеры. Казалось бы, это принципиальное различие, но дальнейшие измерения показали, что при подключении через фильтры они имеют почти те же характеристики, что и GZCS T-25VW. А измерить их отдельно без фильтров, к сожалению, не представилось возможным – последние подключены неразъёмно, и отпаять контакты, ничего не повредив, просто не получилось бы.


 

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ


Для начала графики и циферки, потом прокомментирую основное.



Измеренные параметры Ground Zero GZCS K-165VW (6,5 дюймов):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,59
  • Qes (электрическая добротность) – 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0,53
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,4 дБ



Измеренные параметры Ground Zero GZCS K-200VW (8 дюймов):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 43 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 34 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,03
  • Qes (электрическая добротность) – 0,66
  • Qts (полная добротность) – 0,54
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 23 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,6 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,4 дБ


Итак, параметры обещают неплохую работу в басовой области (что, в принципе, и на деле потом подтвердилось): резонансные частоты достаточно низкие.

Подвижки не самые лёгкие, но и рекордно тяжёлыми я их не назову. Для GZCS K-165VW параметр Mms вообще среднестатистический по нынешним временам. А для GZCS K-200VW он хоть и получился 23 грамма, но это всё равно легче, чем, например, у того же BLAM 200 RS (у того вообще около 30 грамм).

Впрочем, тут важнее не столько сам вес подвижки, сколько его соотношение с силовым фактором мотора (Bl), и в данном случае всё выглядит довольно сбалансированно. В конечном итоге даже добротности имеют идеальные для дверной установки значения (вот кто бы что ни говорил, но стремление к заветному Qts=0,7 в отрыве от остальных параметров не всегда имеет смысл).

При таком раскладе динамики могут работать и со штатными усилителями (чувствительность позволяет), хотя в качестве основного варианта я бы рассмотрел систему с отдельными усилителями: они раскроют потенциал акустики намного полнее.

АНАЛИЗ РАБОТЫ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ GROUND ZERO GZCS K-165VW (6,5 ДЮЙМОВ)


Имеем довольно ровную АЧХ с небольшим подъёмом в области 4 кГц. Скорее всего, так проявляет себя крупный центральный колпачок. Горбик, впрочем, не слишком большой, и сходит на нет при развороте динамика.



А вообще, вплоть до 3 кГц – ни единого значимого резонанса ни в самой подвижной системе, ни в подвесах.



По искажениям – всё в пределах среднестатистических значений. С понижением частоты растут плавно, без резких скачков.


 

АНАЛИЗ РАБОТЫ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ GROUND ZERO GZCS K-200VW (8 ДЮЙМОВ)


Для 8-дюймового динамика – очень даже хорошая АЧХ. В басовую область забираются глубоко, никаких «крикливостей» на верхнем краю рабочего диапазона. Разве что локальный резонанс (скорей всего, где-то в центрирующей шайбе) в районе 600-700 Гц немного портит эту идиллию.



В принципе, многое уже из АЧХ понятно, но фазовая характеристика показывает нагляднее – происходит лёгкое резонансное «подтормаживание» подвижки в этой частотной области. Впрочем, как видите, к совсем уж критичным перепадам АЧХ это всё равно не приводит. Диффузор, кстати, тоже не ломает.


По искажениям картинка предсказуема – по сравнению с 6,5-дюймовым динамиком искажения на какие-то доли процента выше на СЧ, но ниже на НЧ. Всё умеренно, так что придраться не к чему.


 

РАБОТА ТВИТЕРОВ И ИХ СТЫКОВКА С НЧ/СЧ ДИНАМИКАМИ


Твитеры имеют немного разные конструкции, и наверняка у них разные собственные характеристики. Но в данном случае они предполагают подключение только через кроссоверные фильтры, и никак иначе, так что придётся изучать как есть. А при таком раскладе, как видите, GZCS T-25VW и GZCS T-25S дают одинаковые АЧХ с точностью до естественного метрологического разброса.





Импеданс отдельно ВЧ звена не так интересен, так что снял характеристики всей системы с этими твитерами. Разницу между GZCS T-25VW и GZCS T-25S заметить при желании можно, но она незначительна. Вот так выглядит импеданс системы при включении с 6,5-дюймовыми динамиками:




А вот так – при включении вместе с 8-дюймовыми. В обоих случаях НЧ/СЧ звено, разумеется, включено тоже через свои кроссоверные фильтры.




К слову, о мидбасовом звене. ФНЧ из комплекта дают вот такую коррекцию АЧХ:




Ну а с твитерами, соответственно, получаются вот такие связки:



 

А ЧТО ПО ЗВУКУ? ПРОБА В ДЕЛЕ


Интересное дело, звуковой почерк оказался очень схож для обеих связок – как с 8-дюймовыми, так и с 6,5-дюймовыми мидбасовыми динамиками. Да и твитеры показали себя очень близко. Поэтому отмечу общие черты, по ходу дела отмечая индивидуальные особенности.

Для правильной оценки имитировал типичное «автомобильное» расположение динамиков: мидбасовые боксы развернул почти друг на друга, а с направлением твитеров немного поэкспериментировал, чтобы лучше понять их потенциал.

Звучание на ВЧ
Твитеры по конструкции разные, и наверняка при отдельном изучении показали бы разные возможности. Но при включении через пассивные кроссы (а отдельного подключения не подразумевается) разница получилась на грани нюансов.

Первое прослушивание – с замкнутыми перемычками в кроссоверном фильтре (вариант «High»). Звучание лёгкое и прозрачное, но с небольшой такой окрашенностью – твитеры как бы пытаются казаться воздушнее, из-за чего получается ненавязчивый акцент на ВЧ диапазоне. Хотя совсем уж на передний план верха не лезут, лёгкость не переходит в звонкость, слитность сохраняется как с 6,5-дюймовыми, так и с 8-дюймовыми динамиками. Самое то для случаев, когда твитеры упрятаны глубоко под штатные сетки и/или видны под значительными углами.

Переключаю кроссовер в положение «Low». Уходит лишняя «зернистость» на ВЧ, звучание более корректное и тонально более выверенное. Но при этом, что понравилось, верха не теряют в лёгкости и воздушности. Я бы предпочёл такое включение, когда твитеры расположены более адекватно, пусть даже и под штатными сетками.

В общем, должен признать, что характеристики ВЧ звена хорошо учитывают особенности установки в штатные места, и в реальном инсталле позволяют получить весьма сбалансированное звучание.

Звучание на СЧ
Тут 6,5-дюймовые динамики ожидаемо показали чуть лучшее разрешение, но что удивило, 8-дюймовые нисколько не «туманят» звучание. Это неожиданно, ведь масса подвижки у «восьмёрок» больше 20 грамм (не самые тяжёлые среди альтернатив, но всё же). Тем не менее, в 2-полоске они легко стыкуются с твитерами – это факт.

Звучание в этом диапазоне ровное, что опять же согласуется с результатами измерений – в этом диапазоне нет значимых горбов, которые приводили бы к крикливости. Небольшой горбик на 4 кГц у 6,5-дюймовых динамиков в расчёт можно не брать: он «усмиряется» кроссоверным фильтром и «добивается» разворотом динамиков.

Звучание на НЧ
Подача мидбасового диапазона лично мне вот прямо зашла, причём и у 6,5-дюймовых, и у 8-дюймовых динамиков она по характеру схожая. Во-первых, динамики забираются вниз достаточно глубоко для своих калибров. «Восьмёрки» вообще в сабвуферную зону ответственности пытаются лезть.

Во-вторых, понравилось, что при такой глубине бас сохраняет артикуляцию, не гудит и не ухает, как филины в пустой бочке. Разборчиво, без раздувания, и в то же время без сухой «академичности».

Просто в качестве наглядного примера, относительно недавно открыл для себя показательный трек – Xanadu от стариканов рока The Winery Dogs. Он хорошо показывает контролируемость динамиков усилителем на низах и частенько с первых секунд начинает жестоко гудеть. Здесь же Портной плотненько так колотит по бас-бочке, ни разу не сливаясь с бас-гитарой Шихана. Если не налажать с оформлением, и усилитель будет не откровенно дохлый, то GZ способны на зачётный мидбас.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ


Буду откровенен, в последние несколько лет акустика GZ оставляет всё более приятные впечатления. Что-то подсказывает, что старания Флодквиста (старожилы отрасли знают его ещё по DLS) не проходят даром. Коротко по протестированным компонентам.

Ground Zero GZCS K-165VW и GZCS K-200VW
Субъективно и в общих чертах имеют схожий характер, разве что 6,5-дюймовые чуть легче играют на верхнем краю своего диапазона, а 8-дюймовые глубже забираются в бас (хотя в СЧ области, к слову, тоже ни разу не вялые, и в 2-полосках стыкуются с твитерами спокойно).

Обе модели очень уверенно чувствуют себя в басовой области – редкое сочетание упругости, отсутствия гудения и при этом приличной глубины баса. Стыковать можно с любыми сабами без особых проблем.

Достаточно линейны, т. е. на небольшой громкости не делают звучание «тощим», и в то же время не уходят в разнос слишком рано, если им «поддать волюмэ». По перегрузочной способности без крайностей, но запас достаточен.

Способны работать со штатными усилителями, хотя с отдельными более мощными раскроются полнее. Можно рассматривать в том числе и для поэтапного построения системы, когда не хватает бюджета на всё и сразу: сначала меняем акустику (по штатным местам это вообще быстро), а потом, если захочется большего, можно и с каким-нибудь «процеусём» заморочиться.

Ground Zero GZCS T-25S и GZCS T-25VW
Чем дольше слушал, тем больше приходило понимание, что твитеры не такие уж и простые. В звуке нет жёсткости или грубости, верха лёгкие, послезвучия долгие – для своей цены вообще отлично. Такая подача вытаскивает из знакомых записей много деталей – после штатных пищалок «вау-эффект» будет обеспечен.

  • Решение под конкретное авто – минимум затрат на инсталляцию
  • Возможность комбинировать при установке штатные и кастом-решения
  • Кроссоверы учитывают особенности штатного расположения динамиков
  • Универсальность – акустика хорошо чувствует себя на разных жанрах
  • Для GZCS K-200VW всё же придётся делать кастомные установочные кольца
  • Кроссовер твитеров GZCS T-25S неплохо было бы сделать отключаемым

     

Вернуться на предыдущую страницу